Модное американское слово «outlet» (аутлет) употребляется в Италии в значениях:
— спаччо (spaccio) – торговая точка, часто это магазин при фабрике, продающая товары напрямую от производителя;
— сток (stock) – магазин товаров в уценке (прошлые коллекции);
— аутлет-центр (centro outlet) — торговый центр, зачастую это целые городки, состоящие из спаччо и сток-магазинов известных брендов.

В последние годы Италия переживает настоящую коммерческую революцию. Американский феномен покупать остатки серий одежды и обуви известных брендов с большой скидкой породил и в Италии новый, параллельный традиционному рынок. Аутлет-центры как грибы растут по всему полуострову, и рядовые итальянцы больше не стремятся на выходные к морю, в горы или на озеро. Все больше итальянских семей, погрузив своих чад и домочадцев на колеса, отправляются в аутлеты проводить “weekend”. Шоппинг из житейской обязанности становится семейным времяпровождением. Некоторые даже умудряются называть его в числе своих “hobby” при заполнении анкет. Но все это происходит не только с итальянцами, к традиционным гастрономическим и культурным туристическим маршрутам туроператоры добавляют теперь и шоп-туры, становящиеся едва ли не самыми популярными особенно среди русских и японских туристов. Сегодня Италия — не только родина изящных искусств и лучшей в мире кухни, но и страна выгодного шоппинга.

Первыми аутлеты придумали предприимчивые американцы. Уже во второй половине 19-го века некоторые обувные и швейные фабрики на восточном побережье США, начинают продавать своим сотрудникам залежавшуюся на складах продукцию и товары с дефектами, впоследствии расширив дешевую распродажу на всех желающих. Но только в 1936 производитель мужской одежды Anderson-Little сделал эту деятельность официальной, открыв первый “Factory Outlet” (по-русски — фабричная уцененка) и создав впоследствии по всей стране целую сеть аутлетов, расположенных в основном вдали от больших населенных пунктов. После второй мировой войны в США начинается настоящий бум торговли уцененными товарами. В 1944 в Пенсильвании Vanity Fair, объединив под одной крышей различные уцененки, открывает первый аутлет-центр, положив этим начало новой эры.

В 70-е годы аутлет-центры в США становятся все более и более популярными, и этому способствуют многие экономические факторы: снижение покупательной способности населения, энергетический кризис, увеличение внимания к фирменным товарам и возрастание финансовых рисков в традиционной торговле. В 80-е и 90-е годы “Factory Outlet” строят уже не только в индустриальных зонах, но и в крупных туристических центрах. Aутлеты начинают продавать и товары текущего сезона, все больше превращаясь в гостеприимные и многофункциональные центры, предлагающие кроме шоппинга массу других возможностей развлечься и приятно провести свободное время. Сегодня коэффициент роста американских “Factory Outlet Center” является наиболее существенным во всем секторе торговли, и их деловой оборот достигает 12,2 млрд. долларов.

В Европе идею янки первыми позаимствовали как всегда самые прогрессивные англичане, за ними французы. Постепенно “Factory Outlet Center” распространились по всему ЕС, и в конце 2000 года достигли наконец Италии. Традиционно консервативные и не очень склонные к изменениям, итальянцы сразу же приняли это новшество на ура. Достаточно видеть очереди, которые формируются в конце недели на выходах из автострад, расположенных неподалеку от аутлет-центров! В январе и июле, некоторые энтузиасты шоппинга, чтобы не упустить самые выгодные покупки, приезжают на кампере за день до начала распродаж и ночуют на стоянках торговых центров.

Сегодня Италия может похвастать наличием более 20 аутлет-центров, и их число продолжает расти как снежный ком. По заявлениям итальянских компаний, занимающихся строительством аутлетов в ближайшее время должны распахнуть свои двери перед покупателями новые центры в провинциях Бользано, Падуя, Пескара, Рома, Удине, Казерта и Кунео.“Spaccittadelle” — как их окрестили итальянцы, привлекательны не только обилием магазинов, продающих фирменные товары со скидками от 30% до 70%, но также и тем, что помимо шоппинга предлагают множество других развлечений и услуг — от баров и ресторанов до бассейнов и детских игровых аттракционов. Любовь итальянцев к покупкам в полной мере разделяют и русские туристы, ежедневно наводняющие бутики и аутлеты и оставляющие в них суммы, которые во многом превышают те, что тратят на себя итальянцы. Неслучайно все серьезные магазины в Италии обзаводятся сейчас русскоговорящим персоналом.